В этих условиях крестьяне стали искать способы спасения. Так же как и в предыдущие периоды противостояния общества и власти, в среде крестьян находились «грамотные толкователи» советской политики, которые становились советчиками крестьян. Здесь вновь напрашивается аналогия с прошлым. Например, в период отмены крепостного права (1861 г.) появились грамотные «толкователи» «Манифеста» и «Положения о крестьянах,вышедших из крепостной зависимости».
Они интерпретировали царские указы в интересах неграмотных крестьян, что привело к столкновению крестьянских обществ и власти. В период раскулачивания в этой роли часто выступали сами партийцы, которые подсказывали родственникам выход из создавшегося положения. Одним из таких «грамотных» был дядя М. С. Нисиной: «Дядя зажиточно жил, в партии состоял. Так чтоб не раскулачили, в Семипалатинск уехал». Подобные примеры показывают, что на социальное поведение крестьян влияли многовековые традиции. Появление толкователей и советчиков являлось устойчивой частью традиционной крестьянской общественной культуры во взаимоотношениях с властью. Многие крестьяне самостоятельно обращались к традиции побега, видя судьбу односельчан, которые вели себя пассивно или сопротивлялись. И. А. Москалев из семьи переселенцев — основателей Москалевки помнит: «В Большом Листвененке дома были большие, крестовые. Дворов 10, но крепкие. Был маслозавод. Маркел имел двухэтажный крестовый дом. Хитрый был: когда раскулачивали — уехал в Куету. Когда кулачили, все разбежались. А Емельяна Большакова (хороший хозяин был) сослали в Нарым».
< Предыдущая | Следующая > |
---|