Ограниченные возможности интервьюирования непосредственных очевидцев репрессий и лагерной жизни, которых остается очень мало, ставят перед устными историками задачу сохранения рассказов их детей, которым удалось дождаться своих отцов и дедов и запомнить их рассказы. Например, цельную семейную историю удалось записать в 2006 г. в Тогуле от С. Ф. Даниловой: «В 30-е годы у нас всё забрали1, конфисковали все имущество, две коровы, поросенка, овечек, вещи (даже платки), дедовы вещи...
По рассказам матери, очень много в 1937-1938 годах приходили ночью и увозили отцов, и куда отправляют — неизвестно... Отца как осудили - на лесоповалку... Лес носили на плечах. По двое бревна носили. В ночь этапно брали. В поезд, в вагоны, повозили... Как в телятнике доски сколочены, щели... стоя стояли... как останавливались — выбрасывали мертвых... Потом поредели, присаживались... Кусок хлеба бросили — кто успел, тот съел... Поредели хорошо. Затем на пароход всех. Осталось мало. Посидели и попали [умерли]. В воду бросали мертвых... Высадили. Бараки с дырками, нары. Утром поднимают рано — перекличка, проверка. Суп рыбный, хлеб 200 грамм. И опять на лесоповал. Магадан-город строили. Работа тяжелая. Отец рассказывал: „Оттуда идем, кто упал — его добивают прикладами... убивали". Отец здоровый был. Заболел. Идет, силы его бросают: „Не падай, дядя Федя!" - ему говорят. Привели в лазарет, и пролежал шестнадцать дней.
< Предыдущая | Следующая > |
---|