Нехватка архивных источников по истории православной церкви в 1930-е гг. усугубляется в России еще и тенденциозностью архивного документального корпуса, так как он создавался людьми с антирелигиозными установками.
Поэтому важными историческими источниками являются воспоминания и рассказы очевидцев событий — верующих сельчан, которые присутствовали при разрушении церкви или знают об этом по рассказам бабушек и дедушек. Именно этому призвана служить устная история, которая часто интерпретируется в зарубежной практике (Алиса Хоффман) именно как «процесс сбора, обычно методом интервью с помощью диктофона, воспоминаний, описаний или интерпретации событий из недавнего прошлого, которые представляют историческую значимость» [13, с. 42]. Созданные таким образом новые источники, по словам Элизабет Тонкин, позволяют «смотреть на прошлое по-разному. Для историков прошлое есть «другая страна», которую они пытаются воссоздать из оставленных ею следов». В истории православной церкви в 1920-1930-е гг. следами прошлого являются устные истории, хранящиеся в деревенской среде, но письменно не зафиксированные.
< Предыдущая | Следующая > |
---|