При работе с устными источниками о разрушении церкви в 1920-1930-е гг. необходимо также учитывать, что они содержат латентную (скрытую) информацию, отражающую самосознание, мировоззрение, этнопсихологию респондента и т. д. Она закодирована в языке, жестах, паузах, фразах, эмоциональной канве рассказа, междометиях и т. п.
В рассказах о церкви особенно часто встречаются иносказания, двусмысленность, недосказанность. Анализ латентной информации позволяет судить о состоянии духовной народной культуры, в которой большое место отводилось вере и верующим, как, например, в рассказе из с. Енисейского: «Жил старичок, верил в бога, молился. Вышел он как-то на улицу, и ему открылось небо: неба не стало — купол, а там ангелы».
Судьбы верующих, как и судьбы священников, были трагичны. Но народная память сохранила их имена, а однотипность рассказов отражает трагизм событий: «Был священник, звали Викентием, его арестовали и увезли куда-то и казнили» (Усятское, Бийский район).
< Предыдущая | Следующая > |
---|