Во многих селах Алтайского края появились авантюристы — скупщики антиквариата. Они выявляют адреса стариков, у которых хранятся храмовые иконы, и разными способами, вплоть до краж, стремятся заполучить иконы для перепродажи. В Усть-Калманке старожилы рассказывали, как скупщики, получив от хозяев отказ продать иконы, явились под видом художников, «попросили иконы на ночь в гостиницу срисовать для Барнаула» и исчезли вместе с ними.
Сохранившиеся в домах иконы представляют не только духовную, но и историческую ценность. Они отражают историю и культуру деревенского храма, являвшегося центром духовной жизни крестьянского мира. Но большинство культовых реликвий в процессе разрушения церквей было уничтожено: из них делали сундуки (Выползово, Тальменский район), табуретки (Плоское, Третьяковский район), жгли, ломали, выстилали дорожки. В Коробейниково, по рассказам старожилов, иконы ныне действующего Казанского монастыря «выламывали, бросали в грязь. Ряд икон из-за их хорошего дерева увезли на созданные полевые станы образованных колхозов, переворачивали ликами вниз, а деревом кверху и колотили из них обеденные столы».
< Предыдущая | Следующая > |
---|