В духе возмездия за поругание завершаются и рассказы о разрушении храмов. Судьба церковных зданий с их закрытием в 1930-е гг. была предопределена советской властью. Их рекомендовали использовать под общественно-культурные и бытовые учреждения, хозяйственные помещения или разбирать на строительный материал.
До наших дней в алтайских деревнях часть церковных зданий сохранилась в измененном виде, чаще всего в виде основного сруба, без колокольни и куполов. Они использовались под клубы, школы, торговые заведения, склады. Среди выявленных и описанных в экспедициях храмов - здания соборов в Коробейниково (Усть-Пристанский район), Лушниково (Тальменский район), Думчево (Залесовский район); два из них, в Думчево и Коробейниково, восстановлены . Их история также является частью историко-культурного наследия. Интересна судьба Думчевского храма в пересказе старожилов. Он простоял нетронутым до 1963 г. Залесовский район в советское время оставался «медвежьим углом», так как находился в стороне от коммуникаций. В церкви даже частично сохранились алтарь (но большинство икон женщины разнесли по домам) и роспись (в том числе автограф художника - «А. Михайлов, 1915 г.»). Но в ответ на осквернение собора (использование под зернохранилище) роспись стала темнеть, и лики почти потерялись. В 1963-1964 гг., как рассказывают информанты, «на беду» (фраза старожилов, выстроенная в традиции устных жанров) через село ехал «какой-то партийный начальник» (злые силы), увидел кресты на здании и закричал («прорычал»): «Это что такое?» В советское время этого было достаточно, чтобы местные власти сбросили кресты с купола и алтарной части.
< Предыдущая | Следующая > |
---|