Самостоятельными сюжетами в устных преданиях являются события, происходящие на месте разрушенных церквей и соборов. В представлениях воцерковленного человека эти места являются особыми в силу их «намоленности». Кроме того, при каждом храме формировался некрополь - кладбище умерших священников, монахов, послушников.
Поэтому места вокруг церкви являлись святыми (освященными), и их использование в советское время под культурно-бытовые предприятия или для проведения культурно-массовых праздников воспринимались как святотатство. В Большеугренево с осуждением говорили, что в советское время «на том месте танцевали, там были тырла [места уличных вечеринок молодежи в 1930-е гг.]» (С. И. Зяблицкий). Вечорки, по рассказам старожилов, часто собирались именно на месте прицерковного кладбища, где по православной традиции покоились служители церкви. Так, в том же Большеугренево танцы проходили у большого камня, под которым была схоронена попадья. З. А. Нагибина вспоминала: «Где попадьи могила, устраивали тырло, не боялись. Камень потом трактором под гору [столкнули]». Приведенные отрывки показывают, что носителями трепетного отношения к церковному месту повсеместно выступали представители старшего поколения. Им, как и в случае других действий советской власти против церкви, противостояла молодежь - наиболее радикальная часть общества, воспитанники комсомола, которые «не уважали» чувств верующих.
< Предыдущая | Следующая > |
---|