В крестьянском сознании и народной памяти существует огромный пласт воспоминаний, ставший преданиями о наказании людей за участие в разрушении православных храмов. Форма этих преданий в разных местах одинакова и отражает традиции устного народного, в том числе фольклорного или сказительного творчества. Завязка — рассказ о жизни сельского прихода в доколхозный период и принятие решения о разрушении храма. Кульминация — разграбление церкви, разрушение колокольни, сбрасывание крестов и колоколов, сожжение или уничтожение икон.
Развязка — возмездие, которое настигало как самих разрушителей (гибель, неизлечимая болезнь), так и те здания, для которых использовался строительный материал (несчастье, пожар и т. д.). Как сказала Е. И. Вдовина (с. Шубенка), «кто ломал, тех Бог наказал: у кого глаза не глядят, у кого ноги не ходят».
Во всех преданиях фигурируют две противостоящие силы: «разрушители» и «безмолствующая толпа». В числе первых называют коммунистов, комсомольцев, военных, учителей, личности которых трактуются неоднозначно. Среди них, по оценкам очевидцев, встречаются как убежденные противники церкви, так и сомневающиеся и даже осуждающие происходящие события, но участвующие в разрушении храмов из-за страха, из-за карьеры, по долгу службы и т. д. Но независимо от причин их участия в народных рассказах их настигало возмездие.
< Предыдущая | Следующая > |
---|