Анализ устных источников позволяет выявить сохранение в сельской среде сказительных традиций устного народного творчества, отражающего крестьянское мировоззрение и построенного на реальных исторических событиях. Объективность происходящих событий подтверждает исторический материал, на котором строятся предания. Так, записанные в Соколово истории о разрушении церкви позволяют реконструировать этапы борьбы советской власти с церковью, достоверно отражающие прошлые события.
Первым этапом борьбы с церковью в устных источниках старожилы называют 1920-е гг., когда действительно отделенная от государства церковь существовала за счет поступлений от прихожан и должна была выплачивать государственные налоги. А. С. Рыбникова так характеризует положение церкви в это время: «Церковь в Соколово закроют, народ откупит [заплатит налоги]. Опять сколь послужит, опять закроют... Еще до колхозов закрывать стали. Потом-то [1930-е гг.] подкупать стало нельзя. Она стояла закрытая». Это подтвердил и Г. Л. Шаромов: «Церковь два года стояла закрытая. Потом ее сожгли». Устная молва основывалась на констатации факта и отражала своеобразную социально-культурную ситуацию 1920-х гг., в которой она формировалась: массовую неграмотность (не читали газеты) и характерную для традиционного общества аполитичность (не интересовались политикой государства). На этом этапе в борьбе с церковью преобладали экономические и политические методы; террор и преследования не являлись массовыми. Способами государственного воздействия являлись отделение церкви от государства, лишение ее прав юридического лица и т. д. Последнее обстоятельство позволяло заключать договоры о ремонте церковных зданий только индивидуально с членами приходов, которые подпадали под статью о частном предпринимательстве, что влекло за собой резкое повышение налогообложения.
< Предыдущая | Следующая > |
---|