В рассказах о разрушении церквей интерпретация событий позволяет выявить сложное отношение советских крестьян к вере. За внешней бравадой может скрываться страх за возмездие, за внешним неверием 1 вера или внутренняя раздвоенность, за отрицанием бога — его присутствие в сознании и поведении человека и т. п. Латентная (скрытая) информация содержится в особых речевых построениях устного источника.
В процитированной ранее фразе М. В. Макрушина, рассказчик комментирует паралич разрушителя церкви: «Тут его бог наказал или самого перекорежило». Здесь проявилась раздвоенность: с одной стороны, ценности, которые человек получал от новой власти в результате советского воспитания, с другой — «генетическая память» и православная традиция, которая в советский период поддерживалась и воспроизводилась старшими женщинами, игравшими роль воспитателей в семье. Во всех рассказах присутствует информация о попытках старшего поколения, прежде всего женщин как хранителей очага, продолжить воцерковленную жизнь с помощью «знающих людей», «бабушек».
< Предыдущая | Следующая > |
---|