Вместе с тем и факт изменчивости взглядов человека может служить объектом изучения. Постоянная изменчивость практики, традиций, жанров, в соответствии с которой формируется и развивается устное представление о прошлом, не только создает трудности в работе с устным (как и письменным) источником, но и служит источником для анализа сознания. По словам Элизабет Тонкин, любые жанры «являются продуктом конкретных временных и экономических условий, реализованных в различных интерпретациях различными аудиториями.
Вот эти самые условия быстрых изменений1, заставляющих .устных хроникеров" бороться за сбор материала, „пока не поздно", зачастую дают нам возможность увидеть изменения в процессе». Таким образом, те особенности устного источника, которые для традиционных историков являются негативными (субъективность, латентность, изменчивость и др.) и создают трудности при их использовании, для этнографов, этопсихологов, культурологов, устных историков могут служить материалом для выявления особенностей духовной культуры.
Доказательством сохранения православной традиции у значительной части сельского общества в советский период является устный материал о народных служителях. Появление института народных служителей как альтернативы репрессированным священнослужителям характерно именно для сельского населения. В определенной степени это связано с тем, что в городах в советский период наиболее крупные храмы продолжали действовать, в селах же церкви закрылись, и для значительной части деревенского общества встала проблема отправления религиозных культов. По переписи 1937 г. неверующих оказалось меньше, чем верующих, а 43% населения назвали себя православными [23, с. 158|.
< Предыдущая | Следующая > |
---|