Таким образом, в условиях отсутствия церкви самим населением был образован уникальный институт народных служителей православия, что позволило в той или иной степени сохранить православные традиции в сельской среде и удовлетворять основные потребности верующих. В частности, даже в среде «партийных» сформировались двойные стандарты: вера и безверие. Раздвоение их сознания проявляется в описании случаев обращения к народным служителям партийных людей: «Ну конечно, знали. И партийные таскали к нему всё детей» (А. В. Башкова).
В заключение необходимо заметить, что в современной сельской среде, несмотря на все идеологические и политические кампании XX столетия, массированное давление на сознание людей, обработку мировоззрения, «традиционализм» и «укоренение привычек» способствовали сохранению народных традиционных представлений, на основе которых в XX в. сформировался самостоятельный информационный историко-культурный пласт в виде «быличек», «преданий», «сказаний». Как и другие аспекты духовной культуры народной истории, жанры народного, в том числе сказительного, творчества живут только в процессе передачи межпоколенного опыта. Народная информация об антицерковной вакханалии уязвима в силу ее изустной сохранности. Чтобы эта часть историко-культурного наследия могла стать достоянием не только современного общества, но и потомков, нужно ускорить сбор памятников устной традиции.
< Предыдущая | Следующая > |
---|