Дальнейшее ведение хозяйства вдали от деревни было под силу нескольким семьям, которые и создавали новое поселение. Тяжелый и большой по объему труд по раскорчевке леса и поднятию целины требовал значительных физических усилий, привлечения техники и найма рабочих рук, что послужило основанием для раскулачивания. На Алтае этот фактор дополнялся еще и конфессиональным.
В число раскулаченных попала значительная часть староверов, для которых было особенно характерно стремление к обособленности, к образованию отдаленных заимок. Благодаря аскетичности, нравственной и трудовой этике они, как свидетельствуют очевидцы, были особенно успешными хозяевами, а в силу своего образа жизни старались сохранить уединение и обособленность. Поэтому старообрядцев раскулачивание коснулось особенно масштабно и привело к потере мужского и женского населения на заимках с последующим исчезновением этих малодворных поселений. Мало кто сегодня в Солонешенском районе помнит село Большой Листвененок, который «раскулачивали» в середине 1930-х гг. Д. С. Нормадских рассказал: «В Большом Листвененке жили кержаки. Две мельницы имели. Все огородили лиственницей, за ней скот держали. Когда меня в 1938 г. в армию брали — еще дома пустые оставались, несколько людей жили. А в годы войны сожгли на дрова или увезли в Светлинскую, там создавали коммуну». И. А. Москалев помнит: «В Большом Листвененке дома были большие, крестовые. Дворов десять, но крепкие. Был маслозавод. А дома в Листвененке были! Я завидовал Ш мощные, двухэтажные». М. И. Субботина вспоминала, что из Большого Листвянного (Большого Листвененка), когда «кулачили», часть переехала в М. Листвененок. Она говорит: «В 1932 г., когда мы приехали из Булатово в Малый Листвянный, уже не было Большого Листвененка. Стояло два домишка — доярки — гурты. А большие дома развезли».
< Предыдущая | Следующая > |
---|