На рубеже ХХ-ХХ1 вв. в свете расширения предметного поля историографии в общем русле гуманитаризации установки устноисторических исследователей предполагают не столько поиск универсальных, общепричинных объяснений исторических явлений и событий, сколько сбор многозначных объяснений и оценок. Прежде всего этот принцип необходимо выдерживать при реконструкции устной истории колхозной жизни. Преимущество устных источников заключается в том, что они доносят до нас информацию о смысле этих событий для их участников.
Интервью о колхозной жизни открывают неизвестные стороны событий, проливают свет на неисследованные сферы повседневной жизни крестьян при тех или иных событиях, дают разные индивидуальные оценки повседневной жизни крестьянской семьи. В этом плане субъективность устного источника является уникальной для историка прежде всего при изучении менталитета как миропонимания и умонастроений, определяющих поведение наиболее многочисленных слоев советского общества — «колхозных низов», от которых зависели и характер социальных сдвигов, и советская модернизация. При достаточно большом количестве интервью можно получить «срез» субъективного восприятия колхозниками преобразований государства, повлекших за собой изменения в образе жизни, повседневной жизни, а также представлениях (чаяниях, надеждах, иллюзиях, образах, разочарованиях) колхозников как самостоятельной социальной группы. В этом случае можно говорить о соотношении истории и коллективной памяти, индивидуальной и коллективной памяти, личной и исторической памяти.
< Предыдущая | Следующая > |
---|