Примером может служить рассуждение-сравнение колхозной жизни в соседних селах Алтайского района (Д. Н. Агапов, с. Алтайское): «В Филелеевом земли, очевидно, лучше были, и обрабатывались дружно, и жили.
Председатель был честный. Хлеба были богатые, руки золотые. День и ночь пахали, работали. Умели и государству сдавать и себя кормить. А в Лежаново государству хлеб сдавали - Героя получали, а люди голодовали. В Сорокино-то нищета была, а в Верх-Каменке - вообще в тайге, где они там сеяли — даже не знаю. Ходили голые, в мешках, один сходит в этом мешке на танцы в Лежаново, второй идет». В этом интервью предстают по крайней мере три типа председателей: первый председатель (Филелеев Лог) — хороший хозяин, пытавшийся в условиях государственной монополии на результаты труда учитывать интересы колхозников; второй председатель (Лежаново) работал ради государственных наград; третий председатель (Сорокино, В.-Каменка) являлся нерадивым хозяином.
Повседневная жизнь крестьян в колхозный период освещается в устных свидетельствах респондентами с разных жизненных позиций. Судьбы людей, исследованные в ходе интервью, показывают, что в контексте кардинальных социальных изменений на селе происходило взаимодействие
человеческих жизней с историческими процессами. Глубокие экономические сдвиги, завершившиеся переориентацией хозяйственного образа жизни сельчан, сопровождались формированием новых моральных ценностей.
< Предыдущая | Следующая > |
---|