Речевое и ролевое поведение женщин при интервьюировании организовано так, чтобы вызвать реакцию собеседника, его сочувствие. Потому, в отличие от мужских историй, структурная организация женского повествования (а затем и текста) является толковательной — растолковывающей, как и почему все происходило, с образным описанием деталей повседневной жизни.
В качестве примера можно привести отрывок интервью О. Ф. Казанцевой (Черновая, Смоленский район): «...В 19 лет сама землянку сделала (1942 г.). На быках возили с сестриным сыном за жердями, а с мамой ездили за хворостом. Навозили чащу. Сплели плетень, с избы заштукатурила, а снаружи дерном обложила. Дерн резала лопатой, пласты натаскаю, накладу, все очищу. Сверху глиной залила. Глина с осокой. Сначала жерди плела, потом заштукатурила, сверху побелила. Печку сама сбила, баньку. Плетень плела из забоки — прутья гибкие. И огород вокруг загораживала... Семь лет жила в землянке. А потом заработала и купила избу (старая). Три избы покупала. Эта завалится — другую куплю. Нарожала 10 ребятишек (4 померли)...». Женщина пытается растолковать, наполнить содержанием события повседневной жизни, а не констатировать сами события. Поэтому ее рассказы строятся по причинно-следственному принципу. Та же О. Ф. Казанцева рассказывает: «Голод был [в Искре].
Мы крутим клейтон - веянку (мякину) или сортовка (сортировали зерно на мелкое и крупное] — стырим в варежку зерна, дома поджарим, поедим и снова на работу...».
Достоинством женских биографических рассказов является то, что женщины склонны к ретроспективе.
< Предыдущая | Следующая > |
---|