В силу женской логики они постоянно обращались к опыту старших поколений, впитывали полную информацию и их жизненный опыт. Поэтому женские истории отражают не только собственную личную жизнь, но и то, что они узнавали от дедов. Для обоснования причин тех или иных событий и явлений колхозной жизни они передают ощущения и оценки потомственных крестьян, бывших единоличников, в пересказе.
Например, Д. П. Шмакова (Усть-Калманка) передала оценки своих родителей: «А вот видишь это, колхозы пошли, сказали, что будут хлеб давать, сказали, что будете работать только на себя и будете зарабатывать. А они единолично жили, ишо мать с отцом, а плохо-плохо жили — голодные, холодные были1. А в колхоз когда пришли, им стали пайки давать. И правда, говорит, мы, говорит, нам лучше стало в колхозах». В этом отрывке отражается еще одна особенность женской манеры повествования. Женщины, как правило, обозначают свою веру как в рассказываемые события, так и в их интерпретацию. Вера, пусть и небезоговорочно, являлась условием их бытования посредством обобщения опыта прошлой жизни.
< Предыдущая | Следующая > |
---|