Возможностями колхозного производства и колхозного труда респонденты объясняют условия зарождения антидеревенских настроений. А. В. Волженина из с. Поручиково вспоминала: «Пахоты было. Пахали на лошадях. Пахали в трехсменку, неделю нас не выпускали из стана. Лошади доходные [от слова «доходяга») были, на себе их тащили. Тракторишко один был, маленький „Беларусик": сеет, впереди него трое с фонарями идут. Сеяли часто вручную, пололи хлеб руками, веялки ведь плохие были...».
Вместе с тем устные источники отражают сложный процесс переориентации крестьянства. Несмотря на радикальные меры (раскулачивание и репрессии) перевода деревни из одной системы жизненных координат (доколхозного традиционного общества) в другую (советское общество), процесс замещения одного другим происходил, скорее всего, в виде трансформации, а не замены. В 1930-1940-е гг. сформировались новые объективные и субъективные факторы, которые ускоряли процесс вытеснения традиционных ценностей. Среди них не последнюю роль сыграла война, которая консолидировала сельские общества Алтайского края. Основанием для трансформации традиционных установок и утверждения колхозных ценностей и образа жизни стало формирование советской праздничной системы. Причем процесс трансформации праздничных традиций начался в деревне еще до советской власти, под влиянием города, в процессе имперской модернизации, проявлявшейся в том числе в развитии официальных государственных праздников и проникновении в деревенскую среду через ярмарки зрелищных и развлекательно-игровых форм.
< Предыдущая | Следующая > |
---|