Устноисторическая информация отразила дифференциацию сельского общества в производственном секторе. Например, первоначально труд молдаван, ингушей и армян использовали в сельскохозяйственном производстве Алтайского края, где в военное время катастрофически не хватало мужской силы. На первых порах и немцы, и калмыки, и молдаване привлекались к обработке колхозных и совхозных полей.
П. Н. Гурова (пос. Восход) вспоминает, что с ними на полях «армяне работали. Вот, я знаю, на поле мы были, армяне-мужики скирдовали». Ф. Ф. Волокитина подтверждает: «Немцы были тоже на свекле, как все работали». Но при этом одни вливались в трудовые сельскохозяйственные коллективы местного русского населения, другие создавали самостоятельные подразделения. Так, в Восходе калмыки составляли самостоятельное звено, информант говорит: «Работали они на свекле. У их свое звено... Свеклу возили и лес возили... А у немцев этого не было, чтоб у их свои звенья. Три человека там, три человека там [вперемежку с местными колхозниками]» (П. Н. Гурова).
Использование всех депортированных, даже не обладавших нужными навыками, в сельскохозяйственном производстве было обусловлено проблемой обеспечения сельского хозяйства рабочей силой. Ситуация обострилась с началом Великой Отечественной войны. Мобилизации в алтайской деревне подлежали работники колхозных и совхозных полей, рабочие МТС и т. д., что приводило к недостатку квалифицированных кадров и чернорабочих. Частично проблема решалась за счет депортированных.
< Предыдущая | Следующая > |
---|