В результате происходило сближение людей и культур, закрепляемое смешанными браками, хотя именно в семейно-брачной сфере дольше держались инерционные явления этнодифференциации. Интересные результаты дает анализ данных Чарышского районного архива ЗАГС: за десятилетний период между 1941 и 1951 гг. не было зарегистрировано ни одного брака между русскими и немцами, к 1958 г. было зарегистрировано 20 моноэтнических (между немцами) браков, а с русскими — всего 9. В период с 1958 по 2003 гг. моноэтнических браков было уже всего 3, а смешанных - 43.
Устные свидетельства показывают, что только во 2-3-м поколениях алтайская деревня и в лице депортированных, и в лице местных жителей стала более терпимо относиться к смешанным бракам. Как говорил И. И. Дутенгефер, «они [молодые немцы] сами не хотели, молодежь [немецкая] своих искали. Было такое, что вот девушка была, немка, вот она с русским парнем хотели пожениться, и парень хороший был. Все! Не разрешили им родители. Очень строго у них было. Вот это второе, молодое поколение [дети депортированных] было. В третьем поколении уже со стороны родителей не было такого, но хотя сами хотели со своими. А уже когда наши дети выросли, то тут уже без проблем было». В пересчете на годы информанты отмечают изменение отношения к межэтническим бракам в 1960-е гг., когда вместе с русскими выросло поколение немцев, приехавших на Алтай детьми, адаптировавшихся в новой среде, что позволило отойти от этнических условностей. Главным фактором стали не национальная принадлежность, а личные качества человека.
< Предыдущая | Следующая > |
---|