Этнодифференцирующим фактором, по устным историческим источникам, становили такие этнические константы, как самобытная культура и образ жизни спецпереселенцев. Незнание и непонимание поведения ряда этнических депортантов, семейных и бытовых традиций становилось непреодолимой преградой, способствовало формированию негативного образа или приводило к формированию искаженных стереотипов.
Так, сформировавшееся представление о сравнительном достатке переселенных армян и литовцев основывалось на незнании их традиций обустройства жилища и традиционной одежды. Например, информанты Зонального района считали богатыми (по сравнению с местными крестьянами) армян, приехавших с коврами, которые в алтайской деревне являлись роскошью. Согласно национальной армянской традиции, ковер - символ благополучия семьи, неотъемлемая часть жилищной культуры, а русским сельским населением это расценивалась как роскошь. П. Н. Гурова рассуждала так: «Бедно немцы приехали — вот как мы тут были, так вот они в таком виде, никакого богатства. А вот у армян были ковры». Сформировавшееся стереотипное представление о более высоком материальном положении литовцев, многие из которых являлись горожанами, ассоциировалось с одеждой из шелка, тогда как местные крестьяне носили ситцевую и льняную одежду.
< Предыдущая | Следующая > |
---|