В войну доярки выходят вечером коров доить, споют песню, а только потом под корову идут».
Д. П. Шмакова вспоминала: «Клуб был, потом, в войну, стали телят туды загонять... База сломалася, завалилася, и они в клуб... Клуб деревянный, хороший. Большой клуб, ну скота загоняли... Пошлют нас весной, мы вымоем, а отоплять было нечем, не отоплялся он зимой...
Ага, а летом и бяз его хорошо. Все на улице. Пойдем, в магазине крылечки здоровые. Гармонист сядет, а мы на улице пляшем». Объяснение такому веселью содержится в толкованиях самих женщин: «Было 16 лет, когда началась война. Но иначе было нельзя, не выжили бы. Вечерам собирались где-нибудь в избе, пели песни, плясали, играли. ...Из еды была лишь редька, картошка да тыква...» (В. К. Лапотько).
Сравнение женских и детских устных историй показывает, что мир детей военного времени существовал параллельно с женским, но их взгляды на войну формировались в несколько иных плоскостях. Оценки женщинами прошлых событий в устных рассказах менялись в зависимости от событий в семье, в деревне, на фронте, зависели от сведений, поступавших от мужа. Женщины понимали все детские проблемы в военное время, но не были вольны повлиять на обстоятельства. Восприятие военного времени детьми представляет собой единую картину этого отрезка жизни.
< Предыдущая | Следующая > |
---|