В последнее время эти стремления гиперболизируются в развитии математических методов обработки массовых статистических материалов. За полученными таким путем выводами не просматриваются судьбы людей. В устных же интерпретациях надо искать «взгляд» на события, придавая ему ценность.
Как отмечает Т. Шанин, историческим событиям присущ дуализм (6, с. 318]: с одной стороны, фундаментализм, который поддается внешнему наблюдению и может быть предстаатен количественно; на основе количественных данных делаются обобщения (статистический анализ); с другой стороны — способность сельского сообщества и его членов (объекта исследования) по-разному реагировать на исторические события, рефлексия, право выбора, совершение ошибок и их предупреждение и тому подобные характеристики, для анализа которых требуются особые методологические подходы и средства. В устных источниках «чувство времени информантов не является строго линейным», а сами «устные свидетельства неоценимы для историков, ищущих такую информацию, которую трудно или невозможно найти в письменных документах». Что касается достоверности устного источника, то любой письменный источник также может создаваться предвзято и нести на себе классовую, политическую, национальную, половую, идеологическую субъективность. Ярким примером служат материалы всесоюзной переписи 1939 г. В тоталитарных государствах документоведение и формирование государственных архивов неизбежно подвергалось идеологической и политической фильтрации. Их интерпретация также была несвободна от субъективизма исследователя и заказа тоталитарного государств.
< Предыдущая | Следующая > |
---|