Десакрализацию ускорила и замеченная крестьянами борьба между последователями Сталина за власть, среди которых они не видели равной умершему вождю фигуры и испытывали растерянность и недоверие к новым лидерам, между которыми возник раздор. Усугубило трансформацию сакральности то, что жертвой борьбы стал функционер, получивший признание за «народную» политику.
Крестьяне восприняли последующую перестановку как результат интриг в борьбе за власть. Вышедшие на всеобщее обозрение разногласия не способствовали росту авторитета преемника Сталина и повлияли на отношение ко всем последующим советским лидерам, в том числе Хрущеву. А закрепило эту тенденцию в среде рядовых сельчан публичное развенчание культа личности Сталина. Они часто объясняли это продолжением борьбы за власть, когда все средства хороши, в том числе и «опорочивание» Сталина. Потеря слепого доверия к «верхам» проявилась и в интерпретации причин отстранения Маленкова: «Но он руководил мало. Он был год всего, не по правильной линии шел». «Он же и дал свободу крестьянину, народу. За это его и убрали, то что он дал свободу. Не надо было так делать. Он что-то не так делал, ему предложили, а не убрали. Уходил самовольно (Заринский район, 1999 г.). В принципе такая ситуация и всплеск настроений имел место и в прошлом России. Аналогом является эпоха Бориса Годунова, когда народ стал свидетелем борьбы за власть после смерти Ивана Грозного. И оценки сопоставимы с мнениями послесталинской «пересменки» власти. Отмечается и еще одна особенность: в сформировавшиеся стереотипы послесталинских руководителей мирного времени заложены не только личные черты нового лидера, но и те направления политики, реализуемые кампаниями, которые существенно меняли условия жизни «нижних этажей власти». При этом эта связь особенно заметна у сельчан, связанных с производственным сектором. Для них важны были последствия для их семьи, в первую очередь материальные условия жизни. Для сельской интеллигенции приобрели значение геополитические последствия — усиление позиции страны на международной арене, а во внутренней политике — изменение общественной жизни, проявлявшееся в ослаблении или ужесточении контроля за умонастроениями и предпочтениями людей. И все эти изменения обусловили формирование портрета Н. С. Хрущева.
< Предыдущая | Следующая > |
---|