Но большинство опрошенных уезжали из-за отсутствия школы, объектов соцкультбыта — в малонаселенных деревнях было запрещено строительство.
В крестьянских толкований отсутствие широкого контекста свидетельств и оценок процессов преобразований отражает однотипность оценок усилий власти, благодаря которым и началась ликвидация сел:
*Разъезжание началось с того, что начали укрупнять села, соединять. У нас была школа там до трех классов, а у нас уже до семи было. А там фермы были, люди работали на фермах. А потом начали соединять в Крестьянку (Мамонтовский район). Ферму перегнали, людям делать нечего, пришлось ехать сюда. А учеников тоже учить не стали. Школу закрыли, тоже пришлось уезжать. А кто куда! Кто в Крестьянку, кто в Мамонтово... Уехали, кому куда любо было». Последняя фраза показывает важнейший перелом в сознании крестьян. Если при укрупнении колхозов и переводе колхозов в совхозы миграционные устремления носили внутренний характер (из плохого колхоза — в хороший, из колхоза — в совхоз), то в период ликвидации неперспективных сел уже сформировались мысли ехать «куда любо было».
< Предыдущая | Следующая > |
---|