В этом плане административная «перетусовка» населения в период ликвидации малых сел подрывала преемственность в историческом развитии деревенского общества в доколхозный, колхозный и реорганизационный периоды.
До сих пор в сельской среде центральных усадеб сохранилось деление на своих и приехавших из ликвидированных отделений колхозов и совхозов. Такая дифференциация маркируется в прозвищах: это «куранихинские», «сосновские», «ревневские», которые противопоставляются друг другу. Такая ситуация проецируется на все аспекты и уровни жизни - повседневной, общественной, трудовой; от детских забав и подростковых игр до выборов в органы сельского самоуправления — из «своих» или из «чужих».
Массовость однотипных устных свидетельств позволяет говорить о высокой степени достоверности народных оценок методов аграрной политики. Прежде всего народная интерпретация отразила традиции партийно-государственной практики, которая расходилась со «словом» административно-партийных документов и инструкций. В нормативных документах, в частности, объявлялся добровольный принцип укрупнения: «объединение мелких колхозов в более крупные проводить на добровольных началах, широко организуя разъяснительную работу среди колхозников о целесообразности этого мероприятия» а при безальтернативной ликвидации неперспективых сел предполагалась финансовая поддержка людей, переселявшихся из неперспективных сел [17, с. 615].
< Предыдущая | Следующая > |
---|