Например, можно говорить о большой разнице в представлениях о «белых» и «красных», о революции и гражданской войне, о кулаках и раскулаченных на территории Алтайского края и в Центральной России или на Кубани, о различиях в представлениях о бедности и богатстве между алтайскими старожилами и российскими переселенцами и т. п. В монографии делается вывод, что этнокультурный фактор прослеживается в устных исторических источниках до 1930-х гг. включительно, причем его важно учитывать и при рассмотрении коллективизации и раскулачивания.
Именно устные исторические источники позволили зафиксировать и «время перемен» в мировоззрении крестьянского населения. Начатую унификацию индивидуального и коллективного сознания эносоциокультурных групп деревни Алтайского края закрепила Великая Отечественная война. С помощью устных исторических источников делаются выводы о больших сдвигах в психологии и сознании как той части сельского населения, которая оставалась носителем традиционной культуры, так и формирующегося советского крестьянства с модернизированным мышлением. На основе устных исторических источников делались «срезы» психологии и сознания сельского населения на разных отрезках советского времени, у разных социальных групп. В частности, в разделах монографии, посвященных повседневной жизни и быту доколхозной и колхозной деревни, показано, как меняются мотивация труда, критерии благополучия, представления о сытости и «хорошей жизни». Динамизм достигается сравнением оценок единоличников и
< Предыдущая | Следующая > |
---|