Какие же сильные «механизмы» провоцировали ребячий интерес к деньгам? Вспоминалась такая деталь жизни этой семьи: на книжном шкафу стоит забавная собачка — развесила уши, приоткрыла пасть. «Жевать» она хочет только деньги: фарфоровая собачка — копилка, родители складывали в нее деньги для поездки на море летом. Опускание денег давно уже превратилось здесь в торжественный ритуал, в котором участвовали и малыши. Может быть, этот звон монет в ненасытной «собачьей утробе» и заронил в ребячьи головы первые шальные мысли: можно ведь и самим копить деньги...
Припомнилась и такая деталь — Рома говорил, что хотел сам подарить маме что-то на Восьмое марта. Даже если он был не совсем искренен, вполне возможно, что все-таки были у него какие-то заветные мечты, на которые нужны деньги,— так бывает у большинства ребят. Конечно, становиться в угоду мечте воришкой не годится, но понять в этом ребенка можно.
Мы не задумываемся о том, что дети — особенно активные, стремящиеся к самостоятельности — порой очень остро переживают свою зависимость от взрослых: «Взрослые все могут, а мы ничего...» С годами это чувство проходит. Желание иметь деньги доказывает это стремление к самостоятельности: если они есть, все можешь себе купить. И нам, родителям, нельзя отмахиваться от этой проблемы, надо постараться как-то сглаживать, разъяснять детям: вырастете, начнете сами зарабатывать, будете и вы полноправными хозяевами жизни. На мой взгляд, вопрос о наличии у детей карманных денег не должен решаться только отрицательно — карманные деньги в небольших размерах, возможность покупать то, что иМ очень нужно, сглаживают у детей ощущение зависимости от взрослых.
< Предыдущая | Следующая > |
---|