Судьбы сел, как и людей, складываются по-разному. По воле исторического случая Рубцовке крепко повезло.
В мае 1910 года специальная комиссия в Петербурге приняла решение о строительстве Алтайской железной дороги, которая должна была соединить Новониколаевск (с 1926 года Новосибирск) с Семипалатинском и веткой — Барнаул с Бийском. Два года ушло на проведение изыскательских работ.
К строительству железной дороги приступили в июне 1913 года. Работу начали одновременно восемь строительных участков на линии от Новониколаевска до Семипалатинска. Укладка путей была закончена в конце апреля 1914 года. Протяженность дороги составила 653 километра с 17-ю железнодорожными станциями. Одна из них оказалась в 5 км от села Рубцовки. От названия села станция получила имя — Рубцовка. По замыслу проектировщиков на станции Рубцовка построили основное депо, оборотные депо на станциях Алейской (в 156 км) и Семипалатинск (в 149 км).
Строительство дороги вело акционерное "Общество Алтайской железной дороги". Учредители общества Дрейзер, Зуров, Утин, Хрулев. Управляющий дороги — A.M. Ларионов, главный инженер строительства — Г.М. Будаков, его помощник — инженер Сигрист .
Станция Рубцовка начала строиться в 1912 году. Через два года было сдано в эксплуатацию паровозное депо. По ул. Локомотивной построили дома для жилья локомотивных бригад, станционных и путевых работников: пять кирпичных двухэтажных восьмиквартирных и восемь деревянных четырех-и шести- квартирных . В это же время построили под амбулаторию одноэтажное кирпичное здание, в следующем году — здание вокзала. Руководил в то время так называемым железнодорожным узлом грамотный инженер Егоров — строитель Рубцовского участка железной дороги.
Для строительства упомянутых объектов жители села Рубцова зимой 1913 года возили камень за 40 километров с каменоломни "Щеки", песок с Алея, лес с Волового кордона за 80 километров, а кирпич делали и обжигали за рекой. "Там было несколько сараев, крытых соломой, для сушки сырца. Замес глины делали лошадьми. Формовали кирпич вручную в ящиках по три штуки сразу. После сушки складывали в ямах пирамидами и обжигали, топливом служил камыш с ближних озер. Таких печей было около 20 штук. После готовности кирпич выбирали малолетки-мальчишки и складывали тут же.
На строительной площадке, примерно там, где сейчас здание цеха эксплуатации, стоял длинный сарай, разгороженный на три отделения, в одном отделении — кузница на 2 огня, в другом — жестяная и в третьем — столярная. Рядом с сараем были высокие козлы, на которых распиливали бревна вручную. Две пары распиливали бревна на тес и две пары — на плахи, которые складывали тут же для сушки в виде шалашей" .
Депо вступило в эксплуатацию в 1914 году. Оно представляло собой кирпичное здание веерного типа (дугообразное) на 9 смотровых канав и пристройки, в которых размещались инструментальная мастерская с двумя горнами и наковальнями.
В механическом цехе стояло оборудование, закупленное в Швеции и США: четыре токарных станка фирмы "Бромлей", поперечно-строгальный "Шепит" и сверлильный "Рокфорд". Все они приводились в движение от одной настенной трансмиссии. В этом же цехе стоял слесарный верстак. Условия для работы ремонтникам депо были тяжелыми, особенно в зимнее время, из-за плохого освещения рабочих мест, загазованности помещения и холода, сквозившего при открытых воротах.
< Предыдущая | Следующая > |
---|