Своеобразное, как бы промежуточное место между дальневосточным и ближневосточным мирами Гегель отводит Индии, которая оказывается, таким образом, срединным членом в триаде фаз развития восточной духовности.
Непримиримость внутренне присущих этой цивилизации противоречий вследствие аморфности общественного сознания, четко не разграничивающего миф и историю, и жесткости кастовых перегородок; абсолютный аскетизм и разнузданная чувственность в культовой практике; плюрализм философско-теологических систем и социальный конформизм — все это, по Гегелю, выражение особенностей индийского духа, с наибольшей полнотой воплощающего себя в религиях Индии.
Гегелевская философская концепция Востока внутренне противоречива. С одной стороны, он стремился найти генетическую преемственность духовной жизни человечества как системы и тем самым обосновать единство мировой истории, с другой — отдавал дань восточным представлениям о циклическом, повторяющемся кругами общественном развитии, уводящем Восток с магистрали подлинной истории, делающем его субъектом «внеисторической истории». С одной стороны, он писал о внутренних противоречиях восточных цивилизаций как об источнике их саморазвития, с другой — абсолютизировал статичность восточных обществ, разрывая и противопоставляя идеалистическую систему диалектическому методу. С одной стороны, Гегель стремился понять Восток изнутри, без соотнесения с Западом, с другой — налицо стремление философа найти, например в индийской философской мысли, аналоги Запада, а в более широком плане истолковать развитие восточной духовности как подготовку к рождению духа западного христианского мира.
< Предыдущая | Следующая > |
---|