Внутренняя противоречивость взглядов крупнейшего представителя немецкой классической философии применительно к рассматриваемой нами теме имела в истории двоякое последствие.
Некоторые из диалектических суждений Гегеля о Востоке были восприняты "К. Марксом и Ф. Энгельсом, переосмыслены и развиты с точки зрения материалистического понимания истории. Другие, причем наименее оригинальные и наиболее консервативные, были подняты на щит представителями буржуазной философии. Не углубляясь в анализ проблем эволюции буржуазно-философских представлений о Востоке после Гегеля, проиллюстрируем сказанное на взглядах А. Шопенгауэра и Ф. Ницше, наиболее ярко характеризующих основные тенденции развития философии иррационализма.
Главный труд Шопенгауэра «Мир как воля и представление» увидел свет в 1819 г., еще при жизни Гегеля. В нем он критиковал гегелевскую диалектику, приближая собственную гносеологию к кантовской теории о «вещи в себе», хотя в ней идеи Канта были несколько видоизменены. Для нашего исследования теоретическое наследие Шопенгауэра интересно постольку, поскольку он, при разработке своей философско-этической доктрины заимствовал некоторые идеи из буддизма, индуизма и других религиозно-философских течений Востока. Например, идеям буддизма во многом сродни положение Шопенгауэра о том, что мир наполнен страданиями, которые тотальны, а счастье лишь небольшой разрыв в, их вечной цепи, что цель бытия человека состоит в осознании этого положения, а избавление от страданий достижимо благодаря растворению индивидуальной воли в некой универсальной и всепронизывающей мировой воле.
< Предыдущая | Следующая > |
---|