Tuesday, Mar 19th

Последнее обновление12:11:17 PM GMT

Взаимоотношения человека с природой

Прежде чем ответить на эти вопросы, необходимо хотя бы вкратце остановиться на эволюции содержания самого понятия «традиционное общество». В целом стремление противопоставить совокупность основных ценностей данного общества или этнической общности «чужим» социокультурным образованиям или предшествующим фазам собственной истории было в прошлом присуще, видимо, всем народам.

Социогенезис, как известно, уже на ранних этапах своего развития был свя« зан с выделением формирующегося человека и$ царства природы, а следовательно, все большим противопоставлением его природе. Дихотомия «мы — не мы» была наиболее ранней и важной формой проявления примитивного коллективистского сознания индивида, определяющая его идентификацию с родом и открывающая начальный этап познания социального путем противопоставления первобытного человеческого коллектива окружающей природной среде.

Взаимоотношения человека с природой — и внутренней и внешней по отношению к нему — с древнейших времен составляли важнейшую проблему и светских и религиозных течений мысли. Через призму этой проблемы некоторые авторы рассматривают генезис культуры, культурного творчества человека, направленного на гармонизацию «внешней природы» и естественноисто- рического организма —- общества31. В русле этой дихотомии рождается и надолго закрепляется в общественном сознании и культуре противопоставление «нашей», «безопасной» и неотделимой от сознания индивида социальности и «иной», «чуждой»( «враждебной», представленной иным родом, племенем и т. п. Мораль первобытной общности «растворяет» в ней индивида, жестко регламентирует отношения, сурово карает за любые отклонения в поведении, считает главной провинностью покушение на жизнь своего сородича, соплеменника и таким образом обеспечивает «социальную» солидарность. Вместе с тем эта же мораль считает не злом, а добром, благом убийство «чужака» только потому, что он не принадлежит к «нам», а значит, является нашим антиподом, врагом32.

При переходе от доклассового к классовому обществу с образованием централизованных государств в общественном сознании укрепляется более широкая в социальном плане дихотомия, в которой, скажем, Древний Китай, Древний Египет или Рим противопоставляются всему остальному миру, а вернее, остальной «варварской периферии мира». Характерно, что в древности, в, средние века да и в Новое время все та же по существу, но меняющаяся по форме дихотомия «своя и чужие» не только отражалась в различных формах религиозного сознания, но и находила в религии одного из Главных носителей. чсНациональные боги, — пишет .С. А. Токарев, — были олицетворением сил сегрегации, взаимного отталкивания тех этнических (национальных) групп или государств, которые были их почитателями. Но это взаимное отталкивание знало множество оттенков и степеней — от мирного, хотя обособленного, сосуществования до непримиримого кровожадного взаимоистребления».

Виджет е-Рубцовск.рф

Новости на е-Рубцовск.рф

Свежие новости города Рубцовска. Добавь виджет и будь всегда в курсе событий! Новости Рубцовска, e-rubtsovsk.ru

добавить на Яндекс
Виджет е-Рубцовск.рф

Объявления на е-Рубцовск.рф

Доска бесплатных частных объявлений Рубцовска и Рубцовского района.

добавить на Яндекс