Социальная организация «традиционного общества» и культурная антропология
Исторически сложилось так, что элементы социальной структуры афро-азиатских и других неевропейских (главным образом архаических) обществ прежде всего стали объектом конкретных исследований, проводимых в «заморских территориях» буржуазными этнографами или культурантропологами. Если отбросить в сторону нюансы, различающие их подходы к объекту исследований, то формулировка известного специалиста в этой области Р. Фирса дает общее представление о понимании многими зарубежными этнографами этого социального феномена. «В тех типах общества, которые обычно изучают антропологи, социальная структура может включать в себя основные социальные взаимоотношения, возникающие из отношений к земле. Другие аспекты социальной структуры, — пишет Фирс, — предопределены включенностью индивида в такие постоянные группы, как кланы, касты, возрастные группы или тайные общества. Основные социальные взаимосвязи опять-таки сопряжены с положением человека в системах родства...»
Иными словами, по традиции в западной культурной антропологии основными элементами социальной структуры считаются группы людей, устойчивость которых обусловливается родственными, естественно-биоло- гическими, профессиональными или территориальными факторами, а также связи и отношения, существующие внутри этих групп и между ними. Иногда в понятие социальной структуры западными специалистами включаются религиозные верования, мифы, обряды, ритуалы и институты, обеспечивающие их воспроизводство и функционирование. Более общим для немарксистских культурантропологов и социологов является такой взгляд, в соответствии с которым под социальной структурой или социальной организацией понимается «определенный аспект культуры (в широком смысле слова), с помощью которого люди оказываются организованными в социальные системы или общества». При этом в качестве аксиомы выдвигается положение о том, что культура представляет собой наиболее высокую и важную «программирующую» сферу общества, которая задает нормы, принципы и рамки поведения индивида, межиндивидуальных отношений, а также всех необходимых для функционирования общества институтов и организаций.
< Предыдущая | Следующая > |
---|