Обществоведами-марксистами накоплен огромный фактический материал, свидетельствующий о многообразии конкретно-исторических форм, фаз эволюции 1 разложения общинно-родовых отношений у разных народов, иллюстрирующий сложную динамику экономических и неэкономических факторов общественного развития, особенности трансформации социальных структур. Этот материал теоретически обобщен еще не полностью.
Недостаточно раскрыта диалектика логического и исторического, общего и особенного, содержания и формы в общественном развитии применительно к странам Азии, Африки, Латинской Америки, Океании.
Результаты исследований «традиционных» общинно- родовых структур в афро-азиатских обществах демонстрируют их удивительную эластичность и гомеостатичность, замедленность и длительность эволюционных изменений, многоплановую переплетенность связей рода (родства) с экономическими, политическими, культурными институтами. Именно эти качества, как отмечалось, позволяют говорить о своеобразном континууме общинно-родовых отношений, при котором динамика их структур взаимообусловлена, а становление новых форм и функций сопровождается преемственностью определенных сущностных черт общинности и родства, продолжающих существовать уже внутри нового развивающегося социального организма.
Приведенные аргументы свидетельствуют о том, что употребляемое в отечественной и зарубежной литературе понятие распада общинно-родовых отношений, начавшегося еще задолго до колонизации афро-азиатских народов, нередко приобретает чрезмерно однозначную трактовку, близкую по значению к умиранию, угасанию, ликвидации. Это ведет к тому, что характеристики общинно-родового континуума отождествляются с социальными пережитками при явной недооценке его эволюционных, адаптивных способностей, возможностей существования в новой структурной и функциональной социальной оболочке. Такая трактовка не может быть продуктивной ни в теоретическом (адекватный анализ социальной структуры), ни в практическом (разработка и проведение эффективной социальной стратегии) плане.
< Предыдущая | Следующая > |
---|