Вместе с тем механизмы выживаемости «традиционных» институтов, исследованию которых большое значение придавали К. Маркс и Ф. Энгельс, до сих пор изучены недостаточно полно и глубоко. Буржуазные культурантропологи и социологи, называя системы родства основой социальной организации, отождествляют их тем самым с источником внеисторически понимаемой стабильности или застойности, «традиционности» афроазиатских обществ. Что касается онтологического объяснения особенностей родственных отношений, то они, как уже отмечалось, выводятся из специфики культуры, сводимой, как правило, к ее нормативно-символическим атрибутам.
При таком подходе вопрос об оценке реальной роли «традиционных структур» в процессе социального развития афро-азиатских обществ приобретает в буржуазном обществоведении крайне противоречивую трактовку. С одной стороны, допускается сознательное воздействие или даже управление структурными изменениями, , хотя главными его механизмами объявляется обновление культурной символики, внедрение новых ценностей, изменение социально-психологических моделей поведения индивидов. С другой стороны, понимание тесной переплетенности социальных и культурных структур, неотделимости от них глубоко укоренившегося традиционализма приводит многих буржуазных авторов к выводу о необходимости разрушения традиционных систем родства в качестве чуть ли не главной предпосылки социального обновления. Крупный американский представитель социологии «послеколониального общества» У. Мур в этой связи пишет: «Я уже отмечал ранее, имея в виду организацию родства, что первоначальное влияние рационализации оказывается наиболее сильным, поскольку рост географической и социальной мобильности существенно разрушает широкие традиционалистские связи. С последующим распространением модернизации... системам родства удается восстановить, хотя и в измененном и меньшем объеме, свою значимость... В общем плане, успешное внедрение современной технологии потребует стабильного политического порядка, рыночной системы... географически и социально мобильных рабочих, свободных от традиционных связей родства».
< Предыдущая | Следующая > |
---|