Совокупность разнообразных признаков этой социальности, еще не включенной в сферу товарообмена и рыночных отношений, К. Маркс привел к «общему знаменателю», отметив личный характер социальных связей, которые для индивидов в «традиционной общности» выступают «как их собственные личные отношения, а не облекаются в костюм общественных отношений вещей, продуктов труда»26.
Межличные в отличие от вещных, товарно-денежных, деперсонализированных отношений отражают и преломляют в себе важнейший аспект и структурно-функционалистских и эволюционных (исторических) характеристик, при этом связи кровного родства, брака или общинной взаимопомощи предстают здесь в качестве естественноисторических «ипостасей» межличных отношений в огромном диапазоне докапиталистических общественных форм.
Во всей предшествующей историй община оказывается той наиболее устойчивой социальной организацией, с которой прочнее всего срастаются связи родства и рода, поскольку они не только соответствуют определяющим ее структуру социальным связям, но и своей природой поддерживают их личный характер. Какой бы ни была трансформация общинно-родовых структур в общинно-соседские (территориальные), коль скоро сохраняется общинное землевладение и производство, продолжают функционировать соответствующие данному социально-экономическому уровню социальные связи и воспроизводиться не только экономические, но и социокультурные типы общинного традиционализма.
Нельзя, разумеется, абсолютизировать личный и межличный характер социальных связей всех докапиталистических обществ. К. Маркс писал, что «относительно иллюзии «чисто личных отношений» феодальной эпохи и т. д. нельзя ни на мгновение забывать: 1) что сами эти отношения в пределах своей сферы принимали на определенной фазе развития вещный характер, как показывает, например, развитие отношений земельной собственности из отношений чисто военной субординации; однако 2) то вещное отношение, в которое они переходят, само имеет ограниченный, определенный природой характер и поэтому представляется личным, между тем как в современном мире личные отношения выступают как чистый результат отношений производства и обмена».
< Предыдущая | Следующая > |
---|