Wednesday, Nov 21st

Последнее обновление12:09:07 PM GMT

Идеи «рыхлости социальной структуры»

Проиллюстрируем сказанное на примере концепции общества «с рыхлой социальной структурой». Она впервые была сформулирована известным американским культурантропологом, директором Центра изучения Юго-Восточной Азии при Йельском университете США Д. Эмбри в 1950 г. и в первоначальном виде основывалась на эмпирическом материале тайской деревни, содержала описание тайского общества или по крайней мере его неурбанизированной части. В дальнейшем география применения этой социологической модели была значительно расширена.

Идеи «рыхлости социальной структуры» применили к анализу цейлонского общества Б. Рьян и М. Страус, а известный буддолог-бирмановед М. Спиро считал «рыхлость» социальных структур характерным признаком всего региона Юго-Восточной Азии. Индонезийский ученый Р. М. Кунчаранинграт полагал, что семейно-родственные отношения на Яве вполне вписываются в концепцию «рыхлой структуры», хотя и считал неправомерным сводить к этому понятию особенности яванской социальной организации в целом. К концепции «рыхлой структуры» примыкает и теория «мягкой культуры», введенная известным шведским экономистом и социологом Г. Мюрдалем для обозначения социокультурных типов Южной и Юго-Восточной Азии в противовес «жестким» культурам китайского и индийского типа.

Концепция «рыхлой структуры» достаточно хорошо исследована марксистами — сначала в статье ленинградского этнографа-таиландиста Е. В. Ивановой, затем в обзоре московского востоковеда А. В. Гордона. Результаты этих исследований показывают, что Эмбри называл деревенское тайское общество «рыхло структурированным», исходя прежде всего из некоторых особенностей межличностных отношений тайцев, их психологического склада, норм взаимоотношений в семье и обществе. Он отмечал, например, отсутствие в жизнедеятельности тайцев строгой дисциплины, четких обязанностей, жесткой регламентации. В организации семьи или деревни, в распределении функций между их членами явно проглядывала определенная аморфность. В ней отсутствовали авторитарное отцовское или лидерское начало, четкая социальная иерархия, что способствовало развитию индивидуализма, ведущего к социальной «атомизации», приглушению коллективности. Другими словами, тайская семья или деревня существенным образом отличалась от «плотных структур» — китайской или японской семьи с господством домостроя и индийской деревни с ее кастовой и клановой разделенностью. Отсутствие сильных коллективистских ориентаций, считал Эмбри, связано со слабостью общинного начала в тайской деревне, диффузностью ее функций, аморфностью регламентаций общинной жизни.

Виджет е-Рубцовск.рф

Новости на е-Рубцовск.рф

Свежие новости города Рубцовска. Добавь виджет и будь всегда в курсе событий! Новости Рубцовска, e-rubtsovsk.ru

добавить на Яндекс
Виджет е-Рубцовск.рф

Объявления на е-Рубцовск.рф

Доска бесплатных частных объявлений Рубцовска и Рубцовского района.

добавить на Яндекс