Если для структурно-функционалистской концепции Парсонса методологическим идеалом служили биология и математика, то Леви-Строса воодушевляли идеи языкознания и теории музыки.
Если Парсонс был ярым приверженцем западных традиций рационализма, то Леви-Строс конструировал объект культурной антропологии посредством изучения бессознательного или неосознанного в культуре. Если Парсонс при изложении своей теории использовал сухие, пригодные для формализации термины, то Леви-Строс предпочитал метафору, сочность и даже поэтичность изложения. Если Парсонс и его коллеги исходили прежде всего из основных «переменных» современного капиталистического общества (высокого уровня индустриализации, профессиональной специализации, урбанизации и т. п.) и путем экстраполяции альтернативных ему качеств строили модель «традиционного» общества, то Леви-Строс пытался понять смысл современности через призму изучения досо- временных «простых и небольших» сообществ и этносов. Если функционалисты демонстративно пренебрегали историзмом, то Леви-Строс стремился найти общее в подходах этнолога и историка. Последний, по его словам, должен проникнуться духом этнологии, взяв на вооружение методологию исследования бессознательного. В свою очередь этнолог должен следовать историзму, не противопоставляя, а стремясь к единству структуры и процесса, диахронного и синхронного срезов — в противном случае он будет заниматься «препарированием трупа».
< Предыдущая | Следующая > |
---|