Таким образом, ниспровергая европоцентризм и борясь с традиционным высокомерием и презрением этнологов в отношении объекта их исследований, Леви-Строс сам не избежал крайностей, например абсолютизации добродетелей доисторического общества, откровенного социологического релятивизма, по существу отрицания общественного прогресса и закономерностей социального развития.
Вместе с тем фундаментальные, ярко написанные работы Леви-Строса внесли заметный вклад в либеральную востоковедную критику, острие которой было направлено против консервативных традиций буржуазной социальной философии, против функциона- листских социологических схем, неизменно сводивших афро-азиатские общественные структуры к пассивному, недифференцированному объекту вестернизации и считавших их материальной основой различные системы родства.
Уже в критике концепции «рыхлой структуры» отмечалось, что связи родства в современной тайской деревне, как и в других развивающихся странах, утрачивают былое значение, что все большую роль приобретают экономические и политические отношения, обусловленные социально-классовой и профессиональной дифференциацией населения, ростом товарного производства, урбанизацией, внедрением современной материальной и духовной культуры.
< Предыдущая | Следующая > |
---|