Такого рода подход к анализу социальных изменений несет печать структурно-функционалистского формализма, историзм которого сводится лишь к фиксации новых структур и функций по сравнению с неким прежним состоянием данного общества.
За скобками анализа оказываются реальные причины и социальные истоки происходящих изменений, их качественное, институциональное многообразие, различие исторических фаз развития новых форм деятельности, игнорируется, наконец, огромный спектр переходных, симбиозных, уже не традиционных, но еще и не современных форм в сфере хозяйствования и технологии, политического управления, идеологии, культуры, образа жизни.
Изучению проблем социальной структуры уделяют большое внимание ученые и в самих развивающихся странах. В качестве примера снова обратимся к Индии. Так, один из ведущих индийских социологов, Д. А. Чек- ки, называет эту тему «наиболее интенсивно исследуемой», подчеркивая особый интерес различных ученых к существующим здесь кастовым структурам и процессам их трансформации18. Для более детального анализа возьмем обзорную работу профессора социологии Университета им. Д. Неру Иогендры Сингха. Выделяя два принципиально различных подхода к решению данной проблемы, он характеризует их следующим образом. Первый подход соответствует функционалистской социологической теории, второй — конфликтной (диалектической) теории социальной стратификации. Оба подхода имеют немало вариантов, но отличаются прежде всего тем, что первый из них ставит своей целью объяснение и теоретическое обеспечение «ценностного консенсуса» и основанного на нем социального статус-кво, в то время как второй относит «ценностный консенсус» лишь к элитам, стремящимся навязать его всему обществу, которое представляется нестабильным, конфликтным, бросающим вызов установленным порядкам.
< Предыдущая | Следующая > |
---|