Наиболее популярной в Индии теоретической конструкцией для исследования изменений в социальной структуре, по мнению Сингха, является «континуумиалная» модель\. В ней процесс социальных изменений представлен как простое движение или переход от одного состояния «эквилибриума» (социального равновесия) к другому. Здесь нет места конфликтам.
В ее основе лежат две различные идеально-типологические формы социальной реальности, а социальное изменение и социальная трансформация «вписываются» в жестко заданные априорные рамки этой модели. Однако однозначность суждений и их противопоставление, как подмечает Сингх, привели данное методологическое построение в конечном счете к старой дихотомии «традиционализм — современность».
«Еще одна слабость большинства исследований социального изменения, — отмечает Сингх, — это отсутствие системного подхода. Специфические социальные изоляты — такие категории, как каста, семья, профессия и тому подобные, изучаются в местном или в лучшем случае региональном социальном контексте. Анализ их взаимодействия в масштабе изменений всей социальной системы не предпринимается»23. Отсюда, по его мнению, вытекает настоятельная потребность изучения социальных изменений в системном диалектико-истори- ческом плане и в широком национальном масштабе, с тем чтобы обеспечить подлинно «диахронный» подход к осмыслению этих явлений.
Как видно из его высказываний, теоретические симпатии Сингха на стороне исторического, диалектического, конфликтного подхода. Он не терминологически, формально, а содержательно близок к методологии марксизма. И это симптоматично. Марксистское обществоведение в целом и марксистская социология в частности оказывают все большее влияние на мировую общественную мысль, в том числе и в развивающихся странах. Сингх в связи с этим отмечает: «Действительно, возникло новое явление — новое осознание у индийских социологов, экономистов и историков. Они используют методы и категории марксизма в социальных исследованиях, будь то изучение аграрных структур, формирования классов или анализ феодализма и капитализма как социально-экономических систем. Распространение марксистской социологической мысли происходит сегодня прежде всего благодаря ее творческому заряду как философской и научной системы. Диалектический метод в сравнении со всеми другими подходами к интерпретации и анализу социальных изменений или стратификации в Индии оказывается наиболее ценным».
< Предыдущая | Следующая > |
---|