Критический анализ немарксистских концепций, проведенный в данной работе, хотя и не является исчерпывающим, а касается лишь наиболее распространенных методологических подходов, все же позволяет сделать вывод о существовании в социологии «послеколониального общества» нескольких основных тенденций.
Первая из них характеризуется смещением исследовательского акцента в послевоенные десятилетия от традиционного этнографического (культурантропологиче- ского) к социологическому, от изучения микроструктур, замкнутых, как правило, на связях родства, к интенсивному анализу макроструктур, основанных на более широких социально-экономических, политических, национальных отношениях и связях. Суть второй состоите том, что полевые исследования, проводимые немарксистскими учеными, все более становятся междисциплинарными. Вследствие этого возрастает противоречивость в оценках, выводах, точках зрения между полученными результатами и доминировавшими на Западе европоцентристскими общефилософскими и общесоциологическими концепциями. Это в свою очередь стимулирует критику как ведущих функционалистских и структуралистских методологических конструкций, так и узкодисциплинарных подходов.
Наконец, существование третьей тенденции обусловлено постепенным переходом от анализа структур в статике к изучению протекающих в них процессов. Другими словами, ее можно охарактеризовать как синтез исследований социальных структур и социальных изменений. По мере роста популярности этого методологического подхода росло осознание невозможности осуществления подлинно научного анализа социальных структур афро-азиатских обществ на основе существующих неофункционалистских и неоэволюционистских представлений. Однако критика эволюционистских и функционалистских схем общественного развития привела ее авторов к другой крайности — к отрицанию принципа единства человеческого общества, законов его развития, возвратив к теориям «локальных цивилизаций» или культурологического релятивизма
< Предыдущая | Следующая > |
---|