Анализ таких сравнительно новых для афро-азиатских стран классов, как пролетариат и буржуазия, а также средних слоев города и других элементов складывающейся социальной структуры представляет собой исключительно важную и самостоятельную тему исследования, выходящую за рамки задач данной книги.
Эта тема достаточно глубоко и полно раскрывается в целом ряде отечественных и зарубежных работ авторов-марксистов. Важно отметить, что, несмотря на существенные различия в уровнях социально-экономического развития и в исторических судьбах, практически во всех освободившихся странах уже возник и растет рабочий класс, усиливается его социальная роль.
Так, в ряде азиатских стран, в которых капитализм получил существенное развитие (Индия, Шри-Ланка, Иран, Пакистан и некоторые другие), сложился относительно многочисленный рабочий класс, включая его индустриальное ядро, имеющий опыт революционной борьбы, кое-где сильные профсоюзы. В африканских странах, где процесс формирования рабочего класса начался намного позднее, к началу 80-х годов он составлял в среднем примерно 14% экономически активного населения. Разумеется, этот показатель существенно отличается в различных группах стран. Например, в арабских странах африканского севера он равен уже 32,4%, а в государствах Тропической Африки всего 7,4 %. «Мы с полным основанием, — отмечал А. И. Соболев,— можем утверждать, что роль рабочего класса в общественном развитии освободившихся стран будет непрерывно возрастать. Возникнув как косвенное воздействие еще малочисленного, незрелого, малоорганизованного рабочего класса, эта роль на определенном этапе перерастет в прямое воздействие на все процессы социально- экономических преобразований. Вместе с развитием производительных сил будет расти численность рабочих рядов. Одновременно с этим развернется процесс повышения их классовой сознательности, политической и профсоюзной организованности, что превратит рабочий класс в руководителя социального прогресса»33. Эти процессы четко прослеживаются уже сейчас и отражают объективные закономерности исторического развития.
< Предыдущая | Следующая > |
---|