Дело в том, что каждый индивид входит в обе структуры, являясь одновременно элементом определенного, класса или социального слоя и членом нескольких вза- имопересекающихся социальных групп, которыми могут быть семья, деревенская община или религиозная секта.
Здесь уместно отметить, что в условиях развивающегося общества принадлежность к тем или иным социальным образованиям микроструктуры важна для каждого индивида и во многом определяет формы его участия в экономической, политической и культурной жизни. Микроструктура имеет особое значение в развивающихся странах, где традиционная макроструктура уже значительно размыта, а современная классовая структура сложилась еще не полностью и индивид как бы по инерции продолжает причислять себя прежде всего к той общности, частью которой всегда были его предки и продолжают оставаться его родители, другие ближайшие родственники.
Итак, в общем виде процессы социальных изменений, развития афро-азиатских обществ можно представить как разложение и трансформацию докапиталистических традиционных форм социальности в переходные, симбиозные, современные ее типы, причем многие элементы микроструктуры (большая семья, клан, линидж) переплавляются под действием существующих общественных условий. В афро-азиатском мире преобладающими, по крайней мере количественно, являются различные формы деревенской социальной организации. Принадлежность к разнородным этнокультурным и социальным общностям служит условием сохранения и воспроизводства общей традиционности и в силу этого делает крестьянство главным объектом и субъектом социальных изменений, а нередко широких политических движений и радикальных революционных преобразований.
< Предыдущая | Следующая > |
---|