При рассмотрении социоструктурной ситуации в освободившихся странах до сего времени не проводилось строгого выделения в ней культуры.
Культура в собственном смысле слова, понимаемая как совокупность устойчивых форм деятельности, закрепившихся в человеческой практике и общественном сознании, глубоко вплетена в ткань социума и отдельной личности, является их важнейшим элементом, неразрывно связанным с формами социальной организации общества или отдельной общности, с существующим типом общественных отношений, во многом определяется ими и в то же время опосредует их специфику. «...Культура выступает и как процесс — в виде материальной и духовной деятельности человека, и как результат — в виде продуктов этой деятельности, образующих сложную искусственную среду, опосредующую отношение человека и общества к природе».
Развивающиеся страны, пожалуй, отличаются наибольшим разнообразием и самобытностью культур, и в этом отношении они не менее гетерогенны, чем в социально-экономическом. Однако культура развивающихся стран содержит в себе и некоторые универсальные элементы, отражающие общие тенденции исторического развития. Историки культуры подметили сходство многих материальных и духовных атрибутов, особенно в искусстве, мифологии и обрядах, у народов, разделенных большими пространственно-временными дистанциями и, по-видимому, никогда не имевших контактов38. В этом смысле можно считать оправданным существование таких широких понятий, как африканская культура, культура Юго-Восточной Азии или — еще шире — культура «постколониальных» обществ.
< Предыдущая | Следующая > |
---|