Однако, внедряя методы формализации, они продолжали заниматься такими «старомодными» проблемами, как анализ особенностей ценностного подхода в политологии, соотношение морали и политики и др.
«Если социальные науки в классическом их понимании, — отмечал Д. Эптер, — являются моральными дисциплинами, то они должны заниматься изучением характера идеальной политической системы, устанавливающей правильные отношения между теми, кто правит, и теми, кем управляют. В связи с этим возникает первейший вопрос — изучение взаимосвязей между ценностями, которыми руководствуется политолог, и ценностями, которые характерны для молодых наций. Какие структуры и поведенческие модели будут в максимальной мере соответствовать специфическим наборам норм и моральных устремлений?».
Надо сказать, что, хотя вопрос о ценностях и этических критериях в немарксистском обществоведении стоял уже в 50-х годах, решался он буржуазными политологами на первом этапе исследований «послеколониального общества», как правило, в пользу европоцентристских ценностей. Другими словами, моральными оказывались те выводы и рецепты западной политической науки, которые в большей мере соответствовали нуждам политической стратегии и практики империализма в отношении освободившихся от колониализма государств.
Говоря о круге вопросов, ставших объектом политологического анализа, следует упомянуть и об исследованиях политической активности отдельных социальных слоев и групп населения в развивающихся странах. Здесь имеется в виду проблема так называемого политического участия или политической мобильности, т. е. процесса формирования и особенностей политической культуры, структуры и функций политических элитарных группировок, или «политических элит»10. Большое
внимание приобрели и такие темы, как «армия и политика» в развивающихся странах, «политика и религия» «политика и экономика», «политика и личность», политика и другие традиционные, переходные и современные социокультурные институты.
< Предыдущая | Следующая > |
---|