Иными словами, особенности политических систем в освободившихся странах выводились по принципу простой «констатации отсутствия» в этих регионах известных на Западе политических аналогов.
Между тем эти особенности связаны не только и даже не столько с формой социальных структур и процессов и их разящими отличиями от аналогичных феноменов, например стран Западной Европы, сколько с их внутренним содержанием. Поэтому методологически важно исследовать особенности любого социально-политического феномена, будь то деревенское самоуправление, институт племенных вождей, мусульманский шариат или религиозное движение, не путем выявления каких-либо элементов и качеств, отсутствующих в афро-азиатских странах, но известных в Европе, а путем анализа материальных условий существования того или иного общества, его основных социальных сил, диалектики и тенденций развития реально существующих там политических структур.
В работах советских, как и зарубежных, обществоведов-марксистов накоплен богатейший конкретно-исторический материал, показывающий разнообразие, специфику и надежность функционирования традиционных политических институтов в афро-азиатских государствах, закономерности их взаимодействия, тенденции адаптации, а нередко и симбиоз с политическими структурами, родившимися в период колониализма, подъема национально-освободительной борьбы и после достижения политической независимости.
< Предыдущая | Следующая > |
---|