Считая экономический рост, т. е. увеличение количества богатства на душу населения, важнейшим признаком всякого развития, Эптер в то же время предостерегает от полного отождествления этих двух понятий.
Логика его рассуждений такова: политика того или иного государства может быть направлена на создание более эффективной и современной системы образования или на
Политическое развитие, по словам Эптера, представляет собой глобальное понятие. Оно имеет оценочный и эмпирический оттенки. Когда исследователь противопоставляет развитие как «линейный прогресс» упадку или ретроградному движению, он использует оценочный аспект; когда развитие рассматривается им с точки зрения роста грамотности, образованности, урбанизации, развития средств массовой информации и т. п., то здесь используется эмпирический аспект этого положения. Кроме того, Эптер выделяет в понятии развития качественный и количественный показатели, т. е. рассматривает его и как процесс, и как цель. Он полагает, что исследователь должен изучать, как протекает развитие, т. е. каков его механизм, и во имя каких целей оно осуществляется. Наконец, понятие развития в этой концепции включает в себя и индивидуальный и социальный моменты. Оно соотносится с позицией и поведением конкретной личности, так же как и с различными подсистемами общества: государством, семьей, культурными ценностями и т. п.
< Предыдущая | Следующая > |
---|