Monday, Nov 12th

Последнее обновление12:09:07 PM GMT

Главное различие в развитии двух частей Старого Света

Противопоставление у Вебера магии и рационализма представляет собой яркую антитезу трактовки магии и науки в концепции известного английского религиоведа Д. Д. Фрэзера, который писал: «Фундаментальное допущение магии тождественно, таким образом, воззрению современной науки: в основе как магии, так и науки лежит твердая вера в порядок и единообразие природных явлений».

Главное различие в развитии двух частей Старого Света Вебер усматривал в особенностях культуры, и прежде всего религии. В одном случае (на Западе) протестантская разновидность христианства, по его мнению, смогла породить рациональную этику и тем самым обеспечить главную предпосылку великой исторической трансформации; в другом случае (на Востоке) ни одна из существовавших там разновидностей буддизма, а также индуизма, конфуцианства, ислама и др. как в силу своих особенностей, так и благодаря засилью магии не оказалась способной рационализировать уклад жизни и самого индивида и тем самым разорвать «вериги» традиционализма. В результате на Западе появился капитализм — новая индустриальная цивилизация, которая обеспечила его прогрессивное, динамичное  развитие, в то время как азиатское общество продолжало оставаться в застойном, спящем, традиционном состоянии.

Нельзя сказать, что Вебер рассматривал религиозный фактор в качестве абсолютно независимой «величины», игнорируя иные, «более заземленные», материальные структуры. Его интересовали особенности докапиталистических форм собственности и производства, роль классов и государства на Востоке. Зная востоковедные работы основоположников марксизма, Вебер отмечал большое научное значение тезиса К. Маркса об отсутствии производства для рынка и о натуральном товарообмене как ключевом моменте для понимания социально-экономической застойности «традиционного» восточного общества. В этой связи специалист по социологии восточных религий из Лондонского университета Б. Тё- нер пишет, что Вебер был ярким представителем той утилитаристской традиции, в соответствии с которой считалось, чТо зарождающаяся на Востоке буржуазия оказалась «зажатой в тисках иррациональной и во все вмешивающейся деспотической власти сверху и пассивности и традиционализма деревенской жизни снизу». «Религии Азии, — отмечает он, — рассматривались как идеальный духовный компонент политического деспотизма... Насколько абстрактный деизм протестантизма эффективно служил капитализму, настолько религии Азии были духовным зеркалом политических и социальных условий деспотизма». И все-таки тезис об «обратной связи», о влиянии социально-экономических условий на религию, оказался не раскрытым Вебером и его многочисленными последователями.

Виджет е-Рубцовск.рф

Новости на е-Рубцовск.рф

Свежие новости города Рубцовска. Добавь виджет и будь всегда в курсе событий! Новости Рубцовска, e-rubtsovsk.ru

добавить на Яндекс
Виджет е-Рубцовск.рф

Объявления на е-Рубцовск.рф

Доска бесплатных частных объявлений Рубцовска и Рубцовского района.

добавить на Яндекс