«Вакуум», отмеченный Глоком, стал быстро заполняться в послевоенные годы. Объектом социологического анализа прежде всего стали религии Востока. Это связано по крайней мере с тремя обстоятельствами.
Во-первых, в это время азиатский ареал был охвачен бурными революционными потрясениями. Победили народно-демократические революции в Китае и Вьетнаме, Советская Армия освободила от японского колониального господства Корею. Другими словами, многие азиатские народы сбросили вериги колониализма и встали на путь независимого развития. Во-вторых, уже в первые послевоенные годы почти все основные регионы Азии—Дальний Восток (Корея), Индокитай, Ближний Восток — стали горячими точками планеты, объектами наиболее активного политического, экономического и военного вмешательства империализма. В-третьих, национальные культуры и такие религиозные системы Азии, как буддизм, индуизм, конфуцианство и ислам, в отличие, скажем, от культур и местных религий африканских народов занимали в исследованиях западных обществоведов видное место.
Кроме того, отмеченные обстоятельства сыграли не последнюю роль в появлении работ, в которых религия рассматривалась в широком социологическом контексте, например в рамках целого региона. Характер и размах поставленных их авторами проблем прямо или косвенно были связаны с веберовским теоретическим наследием или стремлением преодолеть его путем разработки альтернативных, но столь же абстрактных социологических конструкций. В этом плане заслуживают внимания исследования американского религиоведа Р. Беллы.
< Предыдущая | Следующая > |
---|